Новости
О нас
Метод Монтессори
Галерея
Расписание
Контакты
Литература
Наши друзья

Метод Монтессори

 

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Она стала первой в католической Италии женщиной-врачом. Мария вела научные исследования в области психологии, педагогики и антропологии. Благодаря долгому, трудному исследовательскому пути и сформировался метод Монтессори.

Самым главным отличием системы от других технологий является взгляд на ребенка. Дети – другие, не такие, как взрослые. У ребенка существует внутренняя энергия, которая побуждает его к деятельности. При этом деятельность ребенка не имеет внешней цели, т. е. главное не результат, а процесс. Поэтому необходимо сопровождать ребенка на пути познания, а не созидать. Учитель не может знать, что в конкретный момент хочет ребенок. Такое знание можно получить только в процессе наблюдения за свободным ребенком.

Эта задача успешно решена в системе Монтессори благодаря двум составляющим: подготовленная среда и подготовленный учитель.

Подготовленная среда в методе Монтессори является ключевым элементом. Она наполнена материалом Монтессори, который является эталоном нашей системы и культуры и удовлетворяет основные потребности ребенка:

- потребность в независимости;

- потребность в вербальном общении;

- потребность в свободном перемещении;

- потребность в социализации;

- потребность уверенности в себе и в своих действиях;

- потребность в свободном выборе занятий.

Подготовленный учитель не менее важный элемент метода. Он должен обладать такими качествами как: наблюдение и терпение. Собственная активность учителя не важна, а интересна внутренняя активность ребенка, которую учитель должен поддерживать. Основной задачей учителя является не наполнить ребенка, как мешок, а зажечь огонь познания.

В результате такого отношения к ребенку в системе Монтессори, у него формируются следующие качества:

- длительная концентрация внимания, основанная на внутренней мотивации;

- координация движения;

- самостоятельность и независимость;

- уверенность ребенка в себе и адекватная самооценка;

- уважение личностного пространства;

- самоконтроль – умение владеть собой;

- уважение к личности – как следствие индивидуального подхода;

- высокая степень адаптивности к изменениям в окружающей среде, поскольку ребенок обладает алгоритмом решения задач;

- раннее сенсорное развитие (развитие всех органов чувств);

- богатый словарный запас;

- овладение навыками чтения, письма;

- развитие математических способностей.

Все знают, что метод Монтессори – это свобода. Но при этом и дисциплина. Не все понимают, как эти два понятия сосуществуют. Все дело в определениях.

Свобода – это не вседозволенность, а независимость от поддержки извне, независимость в действиях и мышлении. Ребенок освобождается, когда рождается, когда начинает ползать, отрывается от груди, начинает ходить и т. д. Монтессори понимает свободу, как естественно развивающуюся способность выбирать лучшее для себя и других.

Дисциплина же не имеет ничего общего с давлением или насилием. Это владение собой, как внутренняя способность. Умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и хорошо для других. Дисциплина помогает ребенку расти самостоятельным и относиться с уважением к другим.

Свобода и дисциплина - взаимодополняющие понятия. Они являются внутренним ощущением человека.

Вокруг метода Монтессори существует много мифов. Самое распространенное мнение, что это метод для детей с ограниченными возможностями. К сожалению, даже те, кто использует методику, не всегда правильно трактуют основные понятия, а иногда и пренебрегают главными принципами, заложенными в основу системы. Нет такого ребенка, который не смог бы обучаться по методу Монтессори, поскольку все основано на знании природы ребенка, его возрастных и психологических особенностей и ориентировано на него. Не ребенок для методики, а методика для ребенка.